У меня вызывает удивление ажиотаж вокруг складов боеприпасов в Приднестровье в Колбасне. Многие СМИ утверждают, что Украина готовит вторжение в Приднестровье для захвата этих складов поскольку якобы это крупнейшие в Европе склады боеприпасов советского периода и эти боеприпасы сейчас ей крайне необходимы для ведения боевых действий на фронте.
В том, что Украина готовит такое вторжение в этом сомнений нет. Но отнюдь не для захвата складов в Колбасне, а для ликвидации Приднестровской Молдавской Республики и российского военного присутствия в этом регионе. Причем вторжение совместно с армией Молдавии и Румынии в случае аншлюса Молдавии в состав Румынии.
А на складах в Колбасне столь желаемых для Украины боеприпасов практически уже давно нет, а имеющиеся там их остатки вряд ли ей пригодятся. Я в период с 1990 по 2008 год, как народный депутат СССР и депутат Госдумы РФ двух созывов, имел определенное отношение к происходившим в Приднестровье событиям и за это 17 августа 2000 года за личный вклад в становление, укрепление и развитие Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) указом президента ПМР И. Смирнова был награждён орденом Почёта. Поэтому я в курсе ситуации со складами в Колбасне.
Склады в Колбасне никогда не были "крупнейшими в Европе". К моменту развала СССР на них хранилось около 42 тысяч тонн боеприпасов, а также бронетехника. И таких складов на территории СССР были десятки. В том числе и более крупные. Например, в марте 2017 года на Балаклеевском арсенале ВСУ в Харьковской области произошло возгорание с последующей детонацией боеприпасов. Это арсенал был рассчитан на хранение 150 тысяч тонн боеприпасов.
После развала СССР склады в Колбасне всегда были причиной многочисленных дипломатических скандалов между ПМР, Молдавией, Украиной и Россией. Молдавия и Украина требовали их вывода с территории Приднестровья. Приднестровье всячески противилось этому поскольку в определенной степени они были гарантией независимости ПМР поскольку были основанием для присутствия на ее территории оперативной группы российской армии, осуществлявшей их охрану.
Россия, как всегда занимала позицию и нашим, и вашим. Руководство РФ, как при Ельцине, так и при Путине, на словах заявляя о поддержке Приднестровья, пыталось избавиться от этого "хомута на шее". Оно рассчитывало спихнуть Приднестровье в Молдову. Точно также, как оно действовало позднее в 2014 году в Донбассе, спихивая его на Украину через Минские соглашения.
В 1995 году командующим Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (да-да, именно так называлась эта должность!) был назначен генерал В.Евневич. Это тот самый командир Таманской дивизии, который 4 октября 1993 года командовал обстрелом Дома Советов на Краснопресненской набережной из танков своей дивизии. И за этот "подвиг" уже 7 октября он был удостоен звания Героя России «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания».
При назначении на должность в Приднестровье ему была поставлена задача любой ценой не допустить перехода складов в Колбасне под контроль ПМР и обеспечить их вывоз или уничтожение. И генерал Евневич рьяно приступил к выполнению этого приказа. Руководство ПМР в этой ситуации заявило о своих правах собственности на эти склады и запретило вывоз боеприпасов с территории ПМР.
С этой целью железнодорожная ветка, идущая со складов к магистральной железной дороге, было перекрыта частями армии ПМР и вывоз боеприпасов стал невозможен. Пойти на прямой военный конфликт с ПМР Евневич не рискнул и занялся уничтожением боеприпасов и боевой техники непосредственно на территории складов. С этой целью проводилось "распатронивание боеприпасов". Проводилась разборка артиллерийских снарядов, гильзы шли в металлолом, порох из снарядов сжигался на открытом воздухе. Для уничтожения танков Евневич приказал путем "натурных экспериментов" определить наиболее эффективный способ это делать.
Дело дошло до того, что в танки просто заливалась бетонная смесь, их расстреливали из орудий или взрывали, размещая взрывчатку внутри танков. Самым эффективным способом оказалось просто резать танки автогеном, а образовавшийся металлолом вывозить на Рыбницкий металлургический комбинат для переплавки в арматуру. У военнослужащих приднестровской армии, наблюдавших все это со стороны, в буквальном смысле слезы на глазах наворачивались.
Я, как депутат Госдумы, ходил по высоким властным кабинетам в администрацию президента РФ, в Правительство РФ, в Министерство обороны РФ, писал десятки депутатских запросов и обращений во все инстанции, включая Президента РФ, по поводу этого преступления и предательства. Но все было безрезультатно. Варварское предательское уничтожение боеприпасов и боевой техники продолжалось. В результате было уничтожено 106 танков Т-62 и Т-64.
И только в начале двухтысячных годов в результате долгих переговоров была достигнута договоренность между Минобороны РФ и руководством Приднестровья о вывозе боеприпасов со складов. Приднестровье сняло железнодорожную блокаду складов и разрешило беспрепятственный вывоз боеприпасов. В ответ Минобороны РФ за каждый пропущенный эшелон с боеприпасами передавало Приднестровью один вагон с ними.
В результате из 42 тысяч тонн было вывезено 24 тысячи тонн. На складах осталось около 18 тысяч тонн. В основном устаревших боеприпасов периода Великой Отечественной войны, боеприпасов с истекшими сроками хранения и непригодных для применения. Осталось большое количество авиационных бомб. Осталось небольшое количество неисправной бронетехники устаревших образцов.
Поэтому разжигать страсти вокруг складов в Колбасном вряд ли стоит. Никакой экологической катастрофы и серьезных разрушений даже в случае их взрыва не будет.
Но это не означает, что теперь угроза нападения Украины на Приднестровье исчезла. Она сохраняется и очевидно рано или поздно Украина ее реализует на практике. Но не из-за Колбасни.
И трагическая реальность в том, что ничего противопоставить этой грядущей атаке на Приднестровье РФ не сможет. И сотни тысяч граждан России, проживающие там, а также наши военнослужащие, проходящие там военную службу в Оперативной группе российских войск превратились в заложников. И даже смертников.
А самое главное – должности, фамилии, имена и отчества людей в руководстве России и в командовании российской армии, которые довели ситуацию до этого, общеизвестны. Но никто из них к ответственности привлечен не будет.
Полковник Виктор Алкснис
#Приднестровье #эрэфяндия #русофобия