Еще о синофилии
Визит Си вызвал очередной приступ синофилии. Несмотря на то, что последствия неизменно бывали разочаровывающими, приступы эти каждый раз по схожим поводам повторялись с завидным постоянством. (Доходило ведь до того, что даже некрасные блогеры писали, что в угоду китайцам надо прекратить разговоры о ликвидации мумии Лукича и вообще критику коммунистов, т.к. коль скоро в Китае формально коммидеология сохраняется, те могут обидеться.)
Хотя и в этот раз ничего серьезного подписано не было, пошли разговоры о каких-то тайных договоренностях о китайской поддержке. Но с какой бы стати Китаю поддерживать РФ в том, чем он с самого начала был крайне недоволен? Победа РФ в конфликте (ликвидация Украины, подчинение ее путем поставления там лояльной РФ власти или хотя бы ополовинивание ее территории) с интересами Китая абсолютно несовместима, т.к. автоматически повлекла бы за собой и окончательную интеграцию Белоруссии, и полное подчинение среднеазиатского пространства, т.е. такое усиление РФ, которое позволяло бы ей претендовать на равенство в отношениях с Китаем.
Другое дело, что если бы вдруг случилось так, что Путин действительно решился всерьез воевать и смог бы достичь успеха, тут уж деваться Китаю было бы некуда, и он в этом случае, смирившись со столь значительным усилением РФ (и воспользовавшись соответственным ослаблением США) по крайней мере попытался бы решить тайваньский вопрос. Но, как известно, Путин с первых дней конфликта полностью в этом разочаровал не только Китай, но и всех вообще недоброжелателей Америки.
Поэтому Китай постоянно побуждал РФ к «миру», заставляя идти на переговоры и всякого рода сделки типа «зерновой», китайский бизнес присоединился к большинству санкций, а ни о какой военной помощи и речи быть не могло. Китай столь сильно заинтересован в экономических отношениях с США, что готов был терпеть даже сильнейшее собственное унижение (визит Пелоси), а уж рисковать ими ради помощи РФ в достижении ею целей, крайне невыгодных самому Китаю, было бы каким-то уж запредельным идиотизмом.
Более того, Китай заинтересован не просто в «мире», а в мире на самых унизительных для РФ условиях (отказ от приобретений 2022 г. и претензий на «денацификацию» и т.д.), и в этом смысле успех пресловутого весенне-летнего украинского наступления (после которого Путин, как предполагается, на такие условия пойдет) ему крайне выгоден. Китай и США в общем сходятся в том, чтобы РФ оставалась в своих доконфликтных границах (США в принципе хотели бы и вовсе заменить Путина, но понимают, что это невозможно).
А вот для Китая «красная черта» проходит как раз между унижением РФ (закрепляющим ее вассалитет по отношению к Китаю) и ее полным разгромом. Потому что последний может обернуться тем, что безнадежно ослабленный и вовсе лишенный амбиций Путин (совсем убрать которого все равно никто не сможет) либо вернется к политике первых лет своего правления, либо поделится властью с проамериканской частью истеблишмента. Для Китая же в условиях неизбежного противостояния с США полностью проамериканская РФ – вариант настолько неприемлемый, что ради его недопущения он будет готов терпеть экономические неудобства и вот тогда поможет РФ избежать полной капитуляции.
Так что сейчас дело «замирения» объективно в руках китайцев. Похоже, что решать вопрос будут не РФ с Украиной или с США, а США с Китаем. Не какими-то реальными переговорами, а просто на уровне взаимной оценки интересов и возможностей друг друга – и как далеко в этом вопросе стоит заходить самому, и как далеко способен зайти другой. Видимо, результат этих виртуальных «переговоров» и будет доведен до сторон конфликта.
(31.03.2023)